Машина для большинства владельцев – источник положительных эмоций, но и хлопот с ней масса. То тут что-то стучит, то там хлопает или дергается, а так как устройство это далеко не простое, то и причин может быть масса. Довольно распространенная «болезнь» машин с АКПП — при переключении скоростей ощущается ощутимый толчок. Говорят при этом: «АКПП пинается» или еще «дергается». Причин может быть много как серьезных, так и не очень.
Большая часть причин «пинков» в автоматах связана с маслом, так как именно масло является рабочей средой и оно передает крутящий момент. Следовательно, и проблемы с переключением могут быть из-за некачественного масла или недостаточного его уровня, из-за засоренных фильтров и т.п.
Итак. У вас дергается АКПП при переключении? Первым делом проверьте уровень масла и его состояние. Уровень должен находится между отметками MIN и MAX. И слишком низкий и слишком высокий уровень плохо отражается на работе коробки.
Если уровень нормальный, проверьте еще состояние масла. По рекомендациям замена масла должна проходить через 30 тыс. км, но на большей территории России эксплуатация автомобилей происходит в тяжелых условиях (для машин, конечно), что сокращает рабочий ресурс масла. Потому проверяйте его состояние чаще. Масло должно быть чистым, желательно без изменений цвета и точно без посторонних примесей и запахов. Если какое-то из условий не выполняется, лучше заменить. Продолжая ездить на грязном, с большой вероятностью угробите не только АКПП, но и двигатель.
Не забудьте, что после замены масла нужно поменять/почистить/продуть фильтры и форсунки, проверить свечи и заменить негодные, при необходимости, промыть дроссельный узел, проверить состояние прокладок и заменить те, которые вызывают недоверие. В более серьезных случаях может понадобиться промывка или замена клапанов. Только делать все это нужно не в один день, а постепенно, что бы знать, в случае чего, что могло стать причиной той или иной проблемы.
Если дергает АКПП зимой на холодном двигателе, то желательно подождать пока масло прогреется до рабочих температур. Часто езда на непрогретом двигателе становится причиной появления этой проблемы.
Если нет времени ждать то обороты нужно набирать постепенно, не форсируя и ехать не торопясь. И лишь по достижении нужной температуры можно понемногу начинать наращивать скорость.
Работа АКПП на грязном масле на холоде ощутимо сокращает срок службы автомата и приближает его капремонт. Чтобы избежать этого, возьмите за правило осенью перед началом холодов, проверять и менять масло и топливный фильтр.
Иногда дергается АКПП при переключении скоростей из-за завышенного/заниженного напряжения на отпущенной педали газа. Чересчур высокое напряжение ведет к появлению «пинков», а слишком низкий уровень быстро угробит коробку, так как именно этот уровень используется для регулировки давления в автомате. Проверить этот параметр можно на специализированном СТО и там же его выставить.
Не всегда дергается АКПП из-за неполадок. Некоторые коробки имеют такую изюминку: толчки при переключении или рывки являются результатом работы ЭБУ. Коробки с ЭБУ подстраиваются под манеру вождения человека, изменяя время и характер переключения скоростей, анализируя как часто и с какой интенсивностью и скоростью происходит их смена. При изменении этих параметров переключение не всегда происходит корректно, часто с толками.
Иногда если при переключении АКПП машина дергается, а вы залили бензин на незнакомой заправке, то, скорее всего, вам подсунули некачественное топливо. Оно также может вызвать толчки.
Если вы проверили/сделали все, о чем речь шла выше, а АКПП по-прежнему пинается, вам нужно посетить СТО с хорошей диагностикой и грамотными специалистами. Причин еще может быть множество, но определить их и устранить самостоятельно затруднительно. Причем с визитом к «автодокторам» тянуть не стоит – дороже может обойтись «лечение».
Перед визитом на СТО проверяете самостоятельно самые распространенные причины:
Если ваш уровень мастерства невысок, дальше желательно не углубляться. Диагностика может в разы обойтись дешевле, чем восстановление после ваших усилий. Автоматы – сложные устройства и навредить намного легче, чем починить.