Как поменять свечи зажигания
Если говорить упрощенно, то бензиновый автомобиль движется при помощи контролируемых вспышек энергии, а свечи зажигания участвуют в создании этих вспышек. С катушки зажигания на свечи подается электрическое напряжение, воспламеняя топливо. Эта конструкция является частью любого бензинового двигателя внутреннего сгорания и скрывается под капотом большинства современных автомобилей. Как и всё на свете, свечи со временем изнашиваются. Но если вооружиться подходящими знаниями и инструментами, то проверка и замена свечей зажигания — задачи сравнительно простые. Для получения более подробной информации читайте дальше.
Метод 1 из 2: Снятие старых свечей
-
1
Найдите, где в вашем автомобиле расположены свечи зажигания. Открыв капот, ищите пучок из 4-8 толстых высоковольтных проводов. С одной стороны этого пучка концы проводов сходятся очень близко друг к другу, а с другой — разбегаются к разным точкам двигателя. В этих точках расположены свечи, а к ним-то и подключены провода через длинные наконечники.
- У четырёхцилиндровых двигателей свечи, как правило, расположены сверху в один ряд.
- У шести- и восьмицилиндровых двигателей равное количество свечей находится с обеих сторон мотора.
- В некоторых машинах двигатель прикрыт красивым кожухом, который придётся снять, чтобы увидеть провода и проследить по ним свечи. Откройте инструкцию к вашему автомобилю и найдите место, в котором описывается расположение свечей зажигания, их количество, размер ключа, необходимого для их выкручивания, и величина свечного зазора.
-
2
Перед снятием свечей дайте двигателю остыть. Если машина какое-то время проработала, то свечи могут оказаться довольно горячими. Поэтому приступайте к демонтажу только на остывшем двигателе. Пока мотор ещё горячий, вы можете скрасить своё ожидание, подготовившись к процессу: собрать необходимые инструменты, достать фартук и перчатки, почитать инструкцию и вообще, настроиться на позитив. Для замены свечей вам потребуются:
- ключ-трещотка;
- удлинитель ключа;
- свечная головка (обычно она присутствует в наборе торцевых головок);
- щуп-измеритель свечного зазора (его можно купить в любом автомобильном магазине).
-
3
Снимите первую свечу. Отсоедините высоковольтный провод. Для этого крепко возьмитесь за свечной наконечник как можно ближе к его окончанию и, мягко покачивая, тяните, пока наконечник не снимется, обнажив свечу. Не пытайтесь его выдёргивать резко и с силой, иначе вы рискуете подкинуть себе дополнительную работёнку. Наденьте на трещотку удлинитель и свечную головку, насадите головку на свечу и выкрутите свечу из двигателя.
- Если вам нужно проверить, не пора ли менять свечи, то будет достаточно снять только одну и измерить её зазор. Если свеча сильно изношенная, то сходите в магазин запчастей, купите комплект новых свечей и только потом снимайте остальные. Имеет смысл менять свечи по одной, чтобы не перепутать провода. Свечи срабатывают поочерёдно, поэтому неправильное подключение проводов может привести к тому, что двигатель будет работать неровно или вообще откажется заводиться.
- Если по какой-то причине вам нужно выкрутить все свечи одновременно, то заранее приготовьте клейкую маркировочную ленту, чтобы пометить провода и не перепутать их при последующем подключении.
-
4
Измерьте свечной зазор. Чаще всего он составляет 0,7..1,5 мм, но может немного отличаться в ту или другую сторону по требованию производителя автомобиля или если свечи нестандартные. Посмотрите, какое оптимальное расстояние между электродами указано в инструкции, и измерьте щупом зазор у снятой свечи.
- Если измеренное расстояние больше необходимого, но свеча выглядит ещё неплохо и снабжена регулируемым электродом, то у вас есть два варианта. Во-первых, можно попытаться вернуть зазор на место, потихоньку подгибая внешний электрод в направлении внутреннего и постоянно контролируя зазор, пока он не достигнет нормальной величины. Во-вторых, можно просто купить новые свечи. Обычно рекомендуется именно этот вариант. Свечи относительно недорогие, и в случае проблем имеет смысл сразу же их менять. Так вы исключите сомнения в исправности свечей и будете уверены, что искрообразование происходит, как надо.
- Если вы решили впредь менять свечи самостоятельно, то при посещении автомагазина не пожалейте денег и на маленький щуп-измеритель зазора. Это — всего лишь маркированное металлическое кольцо, которое для измерения зазора просовывают между электродами свечи.
-
5
Оцените состояние свечей. Имейте в виду, что даже вполне исправные свечи будут слегка грязноватыми, когда вы их достанете. Но если вы обнаружите вокруг электродов подпалины или белые вязкие либо чёрные сажевые отложения, то свечи пора менять.
- Если свечи искривлены, закопчены или механически повреждены, значит, в двигателе возникли проблемы, и вам пора посетить моториста.
Метод 2 из 2: Установка новых свечей
-
1
Купите на замену правильные свечи. Информацию о том, какие свечи нужны, вы можете почерпнуть из руководства к автомобилю. Как вариант, сообщите продавцу автомагазина марку, год выпуска и модель двигателя своей машины и попросите его узнать по каталогам, какие свечи вам подойдут. Вообще говоря, существуют буквально сотни разновидностей свечей зажигания. Друг от друга они отличаются величиной зазора, материалом и, конечно же, ценой — от 30 р. до 3000 р. за одну штуку. У дорогих свечей электроды изготовлены с применением ценных металлов (платина, иттрий, иридий) — такие покрытия существенно увеличивают срок службы свечи. Попробуйте обсудить свой выбор с продавцом.
- Есть один практичный совет: на замену покупайте точно такие же свечи, как стояли до этого. Не стоит брать варианты подешевле, но также не имеет смысла улучшать то, что и без того прекрасно работает. Ведь производитель не с бухты-барахты установил на заводе эти свечи! Так что, не усложняйте процесс и покупайте то же, что и было установлено.
- Вы можете купить свечи с фиксированным или регулируемым зазором. Если вы готовы к периодическим проверкам и подправкам, то свечи с регулируемым зазором — это ваш выбор. Помимо всего прочего, не забудьте ещё до покупки измерить зазор у выбранных вами свечей и убедиться, что он соответствует требованиям производителя. Если вы это сделаете, то будете точно уверены, что не ошиблись. Достаньте свечи из упаковки и измерьте зазоры щупом.
-
2
Если есть необходимость, перед установкой новых свечей очистите посадочные места. Раз уж вы взялись менять свечи, то заодно проверьте высоковольтные провода на предмет износа и почистите свечные колодцы. Воспользуйтесь проволочной щёткой или потоком сжатого воздуха из компрессора и уберите из колодцев всю грязь. Имеет смысл проводить очистку ещё до того, как вы извлекли старые свечи. Провода, если нужно, замените.
-
3
Вставьте новые свечи и затяните их трещоткой. При помощи свечной головки извлеките из двигателя старые свечи и наживите на их место новые. Докрутите каждую до упора рукой, а затем — немного затяните трещоткой (скажем, на 1/8 оборота). Смотрите, не перепутайте высоковольтные провода — установите каждый наконечник туда, где он находился изначально. Не забудьте удалить маркировочную ленту.
-
4
При желании, смажьте свечи перед установкой. Если блок вашего двигателя выполнен из алюминиевого сплава, то смажьте свечную резьбу небольшим количеством противозадирной пасты — она предотвращает химическую реакцию на стыке разнородных металлов. Вдобавок, можете нанести на внутреннюю часть клемм наконечников немного диэлектрической силиконовой смазки — тогда в следующий раз наконечники будут сниматься заметно легче.