У механизма суппорта токарного станка (как и у дрели) винт свободно вращается, но не может двигаться поступательно вдоль станка, так как закреплен на концах упорными подшипниками. Гайка же, наоборот, не может вращаться, так как связана с суппортом. Зато вместе с суппортом она имеет свободу поступательного движения вдоль станка.
Рассмотрим еще винтовой домкрат (рис. 219). В нем гайка имеет вращательное движение, но не может перемещаться поступательно вверх и вниз. Винт же, наоборот, закреплен так, что не может вращаться. Но гайка, вращаясь, как бы протягивает через себя винт, и от этого он получает поступательное движение вниз и вверх. Свобода движений здесь противоположна той, которую мы видели в механизме токарного станка.
Каждый водитель знает что без GPS далеко не уедешь. Мы предлагаем установка GPS от fixon, и вы не пожалеете! Заходите к нам и узнавайте всю информацию.
Кстати, когда вы с помощью гаечек-ниппелей натягиваете спицы велосипедного колеса, гайка тоже имеет лишь вращательное движение; конец же спицы с винтовой резьбой— только поступательное движение н поэтому втягивается гайкой.
В механизмах машин винты вращаются в металлических гайках. Но есть подобие гаек и не твердых, »а жидких и даже газообразных.
Гребной винт корабля тоже как бы ввинчивается в окружающую воду, как в своеобразную гайку, получая при этом поступательное движение вперед и сообщая его всему кораблю.
Пропеллер самолета тоже по-своему ввинчивается в воздух, и его вращательное движение создает поступательное движение самолета.
Лопасти корабельных винтов и воздушных винтов самолетов по своей форме представляют собой как бы- короткие отрезки винтов. Конечно, взаимодействие винта с окружающей жидкой или газообразной средой здесь гораздо сложнее и многим отличается от взаимодействия твердых механизмов. Но в основе применения этих винтов лежит развитие уже хорошо известного вам принципа взаимного движения винта и гайки.
А вот еще один винтовой механизм с своеобразным подобием гайки. Для перемещения зерна и других сыпучих материалов применяют винтовые транспортеры — шнеки (рис. 220).