Шариковые и роликовые подшипники всё более применяются в разнообразных машинах: металлообрабатывающих, текстильных, сельскохозяйственных, в автомобилях, , железнодорожных вагонах и т.д. Подшипники бывают самых различных размеров. 1 есть среди них гиганты весом в тонну, на которых вращаются валы турбо и гидро генераторов электростанций. В приборах же точной механики применяются подшипники лилипуты с шариками диаметром всего 1,5 миллиметра.
Очень разнообразны устройство подшипников и форма их роликов. Они должны соответствовать тем условиям, в которых им приходится работать в тех или других механизмах машин. Если, например, вал лежит горизонтально и своей тяжестью давит на подшипник по направлению радиуса вала, ставятся радиальные подшипники с длинными роликами цилиндрической формы, принимающими нагрузку по всей своей длине. Если же вал вращается вертикально и сила тяжести действует вдоль его оси, под ним устанавливается опорный подпятник, в котором ролики имеют коническую форму и сходятся в одной общей вершине (рис. 249).
В СССР построены специальные заводы, изготовляющие миллионы шариковых и роликовых подшипников самого различного назначения и устройства.
Дамасские ножи имееют тысячелетнюю историю и многих любителей. Они примечательна не только естественным рисунком, но и хорошими характеристиками: прочностью, гибкостью. Ножи из нее становятся отличным подарком для охотников, рыболовов или просто коллекционеров.
Шарики и ролики изготовляют из лучшей стали, строго одинакового размера и точной формы. Проверяют их с точностью до сотых и тысячных долей миллиметра.
Трение в машинах вредно не только тем, что на него теряется лишняя энергия,— трущиеся части изнашиваются, стираются и могут выйти из строя. Поэтому их делают из особенно твердых, износоустойчивых материалов и для большей твердости Подвергают поверхностной закалке. Но сложное развитие техники порой идет противоречивыми путями — и наряду с твердыми и стойкими материалами в трущихся частях применяются, наоборот, мягкие, податливые и легкоплавкие сплавы — баббиты, свинцовистая бронза и др.
Я Поверхность подшипника из такого мягкого сплава хорошо прирабатывается к неровностям вала и принимает соответствующую им форму. Баббит, однако, имеет и другое значение.
Если по недосмотру, при плохой смазке, цапфа вала от трения слишком разогреется, она может размягчиться, Потерять точную форму, что неминуемо приведет к порче вала. Но техническое мышление человека нашло остроумный выход из этого. В подшипниках делают сменные вкладыши, поверхность которых заливают слоем мягкого сплава. И если уж и случится, что перегреются трущиеся части, подшипник примет вредные последствия на себя его легкоплавкий сплав размягчится и даже потечет но дорогостоящий вал будет спасен!