Слой, прилежащий к валу, увлекается им и движется с большой скоростью. У второго слоя жидкости скорость немного меньше, у третьего слоя она еще меньше и т.д. Поэтому скорость каждого слоя по отношению к соседнему невелика, и это уменьшает внутреннее трение в жидкости.
Но жидкости бывают разные. В смазочных веществах важна их большая или меньшая вязкость (внутреннее трение). Чем больше вязкость, тем менее текуча жидкость. Казалось бы, чем меньше вязкость смазки и больше ее текучесть, тем лучше. Значит лучше всего в этом отношении — да и дешевле — было бы смазывать механизмы простой водой. В самом деле, почему нельзя употреблять воду в качестве смазки? А дело в том, что недостаточно вязкая жидкость выдавливалась бы из зазора тяжестью вала. Вот почему смазывать водой обычно нельзя.
Это все золотое правило механики. А вот золотое правило автомобилистов так это – хорошие и надежные шины! Шины Pirelli Scorpion Verde – самый лучший вариант для вашего автомобиля. Заходите к нам и вы ответив на интересующие вас вопросы.
А мы идем дальше…
На производстве применяют много различных сортов смазочного минерального масла, изготовленного из нефти. Они имеют разную степень вязкости — вплоть до совершенно густого тавота. Для каждого механизма выбирают нужный сорт смазки. При большом давлении на трущиеся части и при меньшей скорости механизма берут более вязкое («тяжелое») масло; при малой нагрузке и большей скорости — менее вязкое. При большой скорости увеличивается внутреннее трение в слое масла. И если бы оно было слишком вязким, на это трение терялось бы много энергии.
В современной технике созданы разнообразные и остроумные приспособления для смазки различных частей машин — масленки и др. Рассмотрите некоторые из них на рисунке 247, А, Б, В, Г. В одних приспособлениях масло поднимается по тилю, по тончайшим промежуткам между его волокнами (вспомните физический закон капиллярности). В других оно захватывается движущейся металлической лентой из ванны, расположенной, под подшипником. Некоторые ответственные и быстро вращающиеся зубчатые механизмы, например в коробках передач, даже целиком погружают в масло. Все чаще применяется в сложных машинах централизованная автоматическая смазка.