Коробки скоростей или передач в станках и автомобилях бывают очень сложны и разнообразны. В них сочетаются как эти, так и другие способы переключения. Чтобы получить большее число разных скоростей, делают коробки с тремя и более валами, между которыми производятся сложные переключения зубчатых колес.
К рассмотренной нами коробке со сцепными муфтами можно добавить еще третий вал с двумя новыми парами зубчатых колес (рис. 184). Такое устройство называется перебором. С помощью третьей муфты Я можно включить или выключить перебор.
Все автомобилисты хотят ездить на хороших шинах. Мы их нашли! Шины continental – это самый лучший выбор для вас! Заходите к нам и мы ответим на все ваши интересующие вопросы.
Если выключить его, движение будет передаваться по более короткому пути (не проходя через перебор), и коробка будет давать прежние четыре скорости. Если же включить перебор, движение пойдет по более длинному пути —через вал перебора (оно будет передаваться через две пары его зубчатых колее, как показывает стрелка), и число оборотов значительно уменьшится. Но ведь это уменьшение скорости перебором можно получить при передаче каждой из четырех основных пар зубчаток. Поэтому вместо четырех скоростей теперь можно получить их уже восемь — четыре без перебора и еще четыре с перебором.
Следует остановиться еще на одном свое- образном решении все той же важнейшей задачи переключения передач. Это так называемая коробка Нортона, которая часто применяется для изменения подачи, например, суппорта токарного станка (рис. 185) на ведомом валу вращается целый набор зубчатых колес с различными диаметрами и числами зубьев (вроде ступенчатого конуса). Вдоль него по ведущему валу движется каретка с зубчатым колесом, передающим движение. Кроме того, к этой каретке шарнирно прикреплена еще одна шестерня — которую можно откидывать в сторону или, наоборот, вводить в зацепление и соединять ею ведущее и ведомое колеса. Чтобы сделать переключение, особой рукояткой откидывают эту шестерню, передвигают каретку вдоль вала и в нужном месте снова накидывают промежуточную шестерню, включая ее между ведущим колесом и любым из ведомых. Этим получают большее или меньшее передаточное отношение и нужную скорость подачи.