Их изготовляют специальные зуборезные станки-автоматы. Интересно, что и при нарезании зубьев режущий инструмент как бы обкатывается по будущим зубьям заготовки.
Зубчатые колеса бывают самых различных размеров — от гигантов до карликов. Посмотрите на гигантское зубчатое колесо, изображенное на рисунке 169. Это механизм затвора шлюза, построенный для Волго-Донского канала имени В. И. Ленина рабочими Ново-Краматорского завода. И в сравнении с ним представьте себе колесики- лилипуты секундных стрелок ручных часов.
Они имеют всего 10 миллиметров в диаметре, но каждый зубик их должен быть изготовлен с очень высокой точностью.
Наблюдая механизмы машины, вы нередко заметите, что зубья их колес сделаны не прямыми, а косыми (рис. 170). Для чего это делается?
Заказывайте эвакуатор спб дешево! Только у нас вы сможете получить качественную и дешевую услугу.
Во-первых, при такой форме зубья двух колес дольше оказываются в зацеплении.
А во-вторых, одновременно зацепляются не одна пара зубьев, а больше. И то и другое важно для того, чтобы зубчатые колеса лучше передавали большие усилия. Но у колес с такой формой зубьев оказались и недостатки. Посмотрите на рисунке 170, как разлагаются силы на косых зубьях (по знакомому вам правилу параллелограмма сил). От этого образуется сила, направленная по оси колеса. Она давит на подшипник и причиняет ему вред. Чтобы устранить это вредное действие, стали делать шевронные колеса, у которых косые зубья направлены в обе стороны в виде елки (рис. 171), Теперь осевые силы действуют как бы навстречу друг другу и взаимно уничтожаются.
Разглядывая зубчатые передачи, вы, конечно, замечали, что зацепленные колеса бывают разной величины, с неодинаковым числом зубьев. Движение передается с меньших колес на большие, или наоборот. Это делается для изменения скорости вращения (числа оборотов). Так как со- 5 временные двигатели (электрические и тепловые) дают громадную скорость — до тысячи оборотов в минуту
и больше, — то обычно зубчатые механизмы в машинах уменьшают скорость.