Vox populi
В начале был Порше, и Порше строил для Германии танки. А для души — прототип народного автомобиля, доступного широким слоям немецкого населения. Прототип даже показали фюреру, и фюрер даже «поставил лайк», но, увы, затеял войну и с «фольксвагеном» не сложилось. Впрочем, после войны о мирном проекте великого Фердинанда вспомнили — ездить же на чем-то нужно — и быстро запустили в серийное производство. Машинка пришлась весьма кстати в разоренной Европе, хотя еще 7 лет назад немцы могли бы продавать в той же Голландии свои «Мерседесы» с высокой добавочной стоимостью. Но и на старуху бывает проруха, так что в 1946 году голландский предприниматель Бен Пон приехал за партией машин именно на завод Volkswagen.
Бен Пон собирался разместить заказ на модель Typ 1s, он же «Жук», он же единственный Volkswagen в модельном ряду фирмы. Однако в процессе скитаний по территории предприятия голландец заприметил небольшой развозной грузовичок, сделанный рабочими VW для транспортировки запчастей. При взгляде на это самодельное транспортное средство Бену пришла в голову дельная мысль — сделать такой же, но для массового использования. Вернувшись домой, бизнесмен самолично засел за чертежную доску и 23 апреля 1947 года руководству «Фольксвагена» был представлен эскиз микроавтобуса на узлах «Жука». Сейчас бы его назвали компактвэном, а тогда люди были проще и ориентировались скорее на цифры в технических характеристиках. Жукастый бусик предлагал грузоподъемность 690 кг, двигатель возле задней оси и вынесенные вперед места водителя и переднего пассажира.
Предсерийный прототип легендарного бусика, уже с разделенным ветровым стеклом
Автомобиль сразу же получил путевку в жизнь, а поскольку завод был загружен текущими заказами, немцы приняли решение доработать конструкцию в ожидании места на конвейере.
Тем более, что пространства для маневра было хоть отбавляй. Например, коэффициент аэродинамического сопротивления прототипа составлял 0,75 — даже в те времена это было слишком. Решили проблему разделением лобового стекла надвое, что позволило снизить Сх в полтора раза. Также в конструкию была добавлена рама лестничного типа – для пущей выносливости, ибо несущего кузова не хватило бы. Приводил полуторатонную машину в движение оппозитный бензиновый мотор воздушного охлаждения мощностью 25 л.с. Первый серийный Volkswagen Typ 2 (официальное имя) покинул завод 12 норября 1949 года — почти 70 лет назад.
VW T1, 1949 – 1975
Gallery: VW T1 | 4 фото | Delete
Собственно, необходимость строительства нового завода для производства VW Typ 2 вытекала из его популярности. Множество модификаций и дефицит доступных альтернатив гарантировали «Фольксвагену» стабильно большую долю рынка, а меметичная внешность — любовь публики. На родине его прозвали Bulli (то есть «бычок», в смысле – «теленок»), за океаном — хиппи-вэном, также в ходу были прозвища «кляйнбус» и просто комби. Встречались и более экзотические имена: в частности, в Перу за презрение водителей VW к правилам его называли «Комби-убийца» – что характерно, в Украине в наши дни это имя также имеет шансы прижиться.
Айн, цвай, драй: Mercedes-Benz W123 отметил 40-летие
Подлинная мировая слава пришла к бусику в США, вместе с зарождением пацифистской культуры хиппи. Глазастый симпатичный автобус как нельзя лучше символизировал стремление американской молодежи жить в мире и делать детей — можно прямо в салоне, благо, высокий потолок избавлял от утомительной акробатики.
За право получить себе завод VW боролись несколько немецких земель. Победил Ганновер
Надо сказать, «хиппи-вэн» вошел в американскую историю не только благодаря специфической целевой аудитории, но и в связи со скандалом, сопровождавшим его уход из США. В 1964 году Линдон Джонсон ввел 25-процентную пошлину на сельскохозяйственную продукцию и легкую коммерческую технику производства Германии и Франции. По официальной версии, сделано это было в ответ на действия упомянутых стран по ограничению импорта американской курятины, однако, как выяснилось позднее, Volkswagen попал под раздачу из-за нежелания Джонсона ссориться с местными автомобильными профсоюзами накануне выборов. В результате продажи бусиков в грузовых модификациях быстро обвалились, а в 1971 году они и вовсе перестали продаваться в США.
VW Т2, 1967-2013
Gallery: VW T2 | 5 фото | Delete
Второе поколение бусика производилось 46 лет — рекордный показатель для «Транспортеров». А все благодаря Бразилии, где простая, надежная и неприхотливая машина пережила несколько масштабных модернизаций, но оставалась в предложении «Фольксвагена» до тех пор, пока правительство не ужесточило нормы безопасности. Короче говоря, конструкция была на редкость удачная.
Второе поколение автомобиля уже не было столь милым внешне, зато более совершенным внутренне. Создатели Т2 вернули панорамное ветровое стекло, усилили кузов, снабдили его независимой задней подвеской и 48-сильным силовым агрегатом, по-прежнему расположенным в подполье. В 1971 год появился новый 1,6-литровый мотор мощностью 50 л.с. и передние дисковые тормоза. За доплату предлагался 1,7-литровый 63-сильный агрегат — это был уже чистый спорт. Но больше всего повезло американцам: модель 1978 года была оборудована электронным впрыском, который помог выровнять кривую крутящего момента, увеличив отдачу в нижнем диапазоне оборотов.
VW Transporter второго поколения продавался в Европе и США до 1979 года, после чего его сменил последний классический бусик с индексом Т3.
VW T3, 1979-1992
Gallery: VW T3 | 4 фото | Delete
Их все еще немало колесит по миру, а на сайте auto.ria можно найти десятки предложений этих микроавтобусов — к сожалению, практически все они далеки до состояния и комплектации оригинала. Между тем, в Германии они превратились в культовый ��редмет, страстно любимы своими владельцами и стоят ненормальных денег. Желаете прикупить пассажирский Transporter в оригинальной комплектации и идеальном состоянии? Приготовьте как минимум 20 тысяч евро, а если удастся найти дешевле — раздайте на радостях сдачу неимущим. В общем, коллекционировать иные «Мерседесы» будет дешевле.
Автомобиль и правда оказался исключительно удачным. Превосходный дизайн, крепкий кузов, удобный салон, а для ценителей — автоматическая КПП и полный привод за доплату. Как его не любить — спросите вы? А никак. Особенно машины поздних версий, с дизелями или бензиновыми «четверками» водяного охлаждения.
В 90-х годах множество VW T3 было передано немцами в качестве гуманитарной помощи молодым постсоветским республикам. На фоне привычных «рафиков» и, прости-господи, «буханок» немецкий микроавтобус выглядел и ездил как автомобиль из фильма о далеком будущем. Возможно, именно поэтому «Транспортеры» так хорошо прижились на нашей земле — семена были вброшены вовремя и на благодатную почву.
VW T4, 1990-2003
Gallery: Без имени | 4 фото | Delete
«Течик» был гигантским шагом вперед — переднемоторный, с современными дизельными и бензиновыми двигателями и классической компоновкой. Вообще, Volkswagen еще с конца 70-х вынашивал планы сменить «воздушки» на своих «Транспортерах», но в силу неизвестных причин отложил дебют до 90-х годов. Т4 порвал со всеми традициями семейства и при этом умудрился продержаться на домашнем конвейере 14 лет — дольше прожил только Т1.
Малая энциклопедия шведских чемоданов марки Volvo
VW T4 выпускался в коротко- и длиннобазном исполнении, а также с грузовой платформой. В США он носил название Eurovan, во всем остальном мире — в зависимости от модификации. Были голые коммерческие «Транспортеры», богато укомплектованные «Каравеллы», были кемперы производства Westfalia и упомянутые грузовики. А для человека тонкого, разбирающегося, нет ничего лучше, чем модификации со словом Syncro в названии и полным приводом.
VW Т5, 2003-2015
Gallery: VW T5 | 4 фото | Delete
Пятое поколение «Транспортера» стало наряднее и немного крупнее предшественника, но в целом отличалось не столь значительно, являясь по сути развитием заложенных в Т4 идей. Производился в девяти основных модификациях и с набором из полутора десятков силовых агрегатов, отличался высоким качеством да вот беда — в отличие от родоначальника, «Транспортер» XXI века был совсем недешев. Зато просторен, комфортабелен, богато укомплектован и готов к выполнению роли VIP-шаттла. А что делать, хиппи успели постареть, обзавестись бизнесом и обрасти семейными ценностями.
Кстати, в США машина не продавалась, потому что ее отнесли к классу легкой коммерческой техники, а «куриный побор», введенный в 1964 году, не отменили по сей день. Вместо «Транспортера» компания предлагала собираемый силами «Крайслера» Volkswagen Routan – суть Dodge Grand Caravan с немецкой эмблемой.
VW Т6, с 2015 года
Gallery: VW T6 | 4 фото | Delete
Шестое поколение «Транспортера» по-прежнему собирается на заводе в Ганновере, построенном специально для производства Bulli. Редакция AUTO.RIA в полном составе убедилась в высоких потребительских качествах новейшего немецкого бусика, хотя и была озадачена ценой. Показательно, что в сети не утихают дебаты относительно того считать ли Т6 самостоятельным поколением, или же было бы справедливее назвать его глубокой модернизацией Т5?
Читайте тест-драйв грузовой версии VW T6 Kasten
Как бы там ни было, завод в Ганновере по-прежнему работает на полную мощность. Уже 60 лет — вот что в приличном обществе называют стабильностью.