Тяжеловесный поезд приходится поднимать по наклонной плоскости вверх. Это требует от двигателя’ в несколько раз большей силы тяги и затраты энергии. Транспортные машины могут преодолевать подъемы не больше определенной крутизны (угла подъема).
Зато на спусках поезда и автомобили мчатся легко, и сила тяжести помогает работе двигателя — она совершает полезную работу. При крутом спуске не только совершенно выключают двигатель, но и применяют тормоза, так как сила тяжести может сообщить слишком большую, опасную скорость.
Мы с вами говорим о технике о машинах. Но Вы знаете где хранится вся эта информация в интернете? Представляем вам веб-хостинг от компании CityHost!
В прежние времена, когда сцепка между вагонами была еще недостаточно прочна, происходили иногда обрывы поездов. Бывало это, например, на крутом подъеме хвостовая часть поезда отрывалась от передней и сперва замедляла ход, потом останавливалась, а затем, от действия силы тяжести, начинала двигаться назад, под уклон. Развивая все большую скорость, вагоны мчались навстречу следующему поезду. Или случалось, что хвостовая часть поезда отрывалась на горизонтальном участке и сперва продолжала двигаться вперед по инерции. Но затем она переходила на участок с уклоном вперед, 1 и здесь, развивая все большую скорость, нагоняла переднюю часть своего же поезда/Я грозя опасным столкновением. Машинист должен был суметь «принять» хвостовую часть при возможно меньшей разности скорости, с наименьшим толчком, а затем уже остановить весь состав. Все это теперь ушло в прошлое, так как наши поезда оборудованы прочной, надежной автосцепкой и автоматическими тормозами,
Надо, однако, заметить, что ни один паровоз или автомобиль не мог бы работать без участия силы земного притяжения. Чтобы приводить в движение поезд или автомашину, ведущие колеса должны иметь достаточное сцепление с рельсами или с дорогой. А для этою сила тяжести должна прижимать их к дороге или к рельсам. В технике так и говорят о «сцепном весе» — о той части веса паровоза или автомобиля, которая приходится на ведущие колеса и прижимает их к дороге.