Электронное управление двигателем – это вполне обыденная вещь в современных автомобилях. По своей сути, автомобильный электронный блок управления (ЭБУ) – это устройство, регулирующее состав и объем подачи топлива в камеру сгорания. Такая регулировка выполняется ЭБУ путем обработки показателей датчиков, которые расположены на всех основных узлах автомобиля. Логично, что выход из строя ЭБУ повлечет за собой просто массу проблем, при этом, в самом худшем случае, вы даже не сможете завести двигатель вашей автомашины. Практически во всех легковых авто ЭБУ устанавливается под «торпедо» или в подкапотном пространстве.
Что же входит в состав ЭБУ? Как и практически в любом электронном устройстве, в ЭБУ имеется большое количество микросхем, тиристоров, конденсаторов и разнообразных катушек индуктивности. К сожалению, выход из строя даже одного из этих элементов может привести к появлению неисправностей. К примеру, транзисторы Дарлингтона, имеющиеся в составе ЭБУ, отвечают за управление катушкой зажигания, форсунками, некоторыми соленоидами, вентиляционным клапаном бензобака, а также клапаном, которые регулирует количество оборотов на холостом ходу. Логично, что выход из строя такого транзистора приведет к потере получаемого сигнала, что в итоге будет вести к неспособности ЭБУ управлять этими важными автомобильными узлами.
Стоит заметить, что ЭБУ – это весьма чувствительное электронное устройство. Поэтому приступать к его ремонту можно лишь в том случае, если вы точно уверены в его неисправности.
Итак, если ваш автомобиль отказывает заводиться, требуется принять такие меры:
1. В первую очередь убедитесь в наличии впрыска топлива непосредственно в двигатель и выясните, подается ли оно вообще из бака. После этого посмотрите, есть ли искра на свечах.
2. Если искры нет, но имеется впрыск топлива, вам нужно проверить коммутатор, отвечающий за управление зажиганием. Работники сервисных центров проверяют работу коммутатора весьма просто – устанавливают рабочий и пытаются завести машину.
3. Если ситуация обратная – есть искра, но нет впрыска, то, вероятнее всего, из строя вышел транзистор, ответственный за управление форсунками. Как вы догадались, наверное, находится он также в ЭБУ.
4. Ну и еще один возможный вариант – отсутствует и впрыск, и искра. В этом случае советуем обратить внимание на работу датчика Холла, а в тех автомобилях, которые не имеют подобного датчика, советуем проверить работоспособность датчика положения коленвала. Правильнее всего проверять работу этих датчиков при помощи обычного осциллографа, благодаря которому можно увидеть, правильный ли сигнал поступает в ЭБУ от этих датчиков. При выявлении неисправности ЭБУ его нужно обязательно демонтировать с автомашины. Не забывайте перед демонтажем отключить аккумулятор.
Климатические условия Восточной Европы весьма переменчивы: в один день температурный столбик может подняться до +25С и на улице будет очень солнечно, а уже на следующий день пойдет дождь и температура резко упадет до +10С. Вот такие резкие изменения очень негативно влияют на работу электронных устройств в автомобилях. Контакты окисляются, покрываются налетом. Из-за этого соединения начинают искрить и отключаться. Исходя из вышесказанного, действовать нужно так — сначала отогните защелки на пластиковой крышке ЭБУ и снимите ее. Далее с обратной стороны блока открутите крепежные винты и аккуратно демонтируйте весь блок с автомобильного корпуса. Теперь вы можете увидеть печатную плату внутри блока, к которой припаяны разные выводы. В большинстве случаев именно пайка на этой плате и является источником всех бед. Дефект на этих платах называется «холодная пайка». Появляется он из-за воздействия низких температур – вокруг припоя появляются трещины. В итоге контакт вроде бы и припаян, а в то же время он не имеет надежного соединения с платой. Поэтому изначально вам нужно внимательно осмотреть плату и при выявлении такого дефекта немедленно его устранить (сделать это можно самостоятельно).
Если вышеописанный дефект не был найден, то можно переходить к осмотру микросхем и транзисторов. Они вполне могут подгореть, об этом будет свидетельствовать появившийся нагар возле их контактов. Логично, что такие элементы нужно просто заменить.
Что же делать, если визуальный осмотр не помог? В этом случае советуем переходить к проверке транзисторов Дарлингтона. Данный транзистор является составным (он состоит из двух независимых транзисторов). Отметим, что проверка такого транзистора считается весьма трудоемким процессом, требующим наличия определенных знаний и навыков. Поэтому, если вы плохо разбираетесь в электронике, обратитесь к профессионалам.
В завершение хотелось бы упомянуть еще один важный элемент ЭБУ – резонатор кварцевого типа. Выйти из строя он может в результате сильного физического воздействия (удара). Единственным выходом при такой неисправности является замена такого резонатора на работоспособный элемент.