Амортизаторы – одни из самых важных деталей ходовой части автомобиля. Главное назначение амортизаторов заключается в гашении колебаний, которые возникают по вертикальной оси при движении автомашины. Отметим, что от жесткости амортизаторов зависит управляемость и динамические характеристики автомобиля.
Когда машина ускоряется, динамическая нагрузка перемещается к ее задней части (создается впечатление, что задняя часть автомобиля приседает). И напротив, если автомобиль замедляется, то нагрузка перераспределяется на передние колеса. При маневрировании (когда машина делает повороты в разные стороны), нагрузка поочередно перекладывается на амортизаторы с левой и правой стороны в зависимости от того в какую сторону делается поворот. Автомобиль с исправными амортизаторами на ровной площадке должен выдерживать горизонталь. Можно сказать, что главная задача амортизаторов заключается в обеспечение непрерывного контакта колес с дорогой, что является основным условием для безопасного управления автомобиля. Как вы понимаете, отрыв колес от дорожного полотна означает потерю управляемости. Сам вес автомобиля удерживается на подвеске пружинами, одетыми поверх амортизатора или же специальными рессорами, которые выглядят как изогнутые пластины. Жесткость рессор и пружин рассчитывается под каждую модель автомобиля в зависимости от его массы и целевого назначения. Логично, что на тяжелый автомобиль, который будет перевозить большие грузы, необходимо ставить жесткие амортизаторы. Ну а жесткость пружин в легковом автомобиле, который рассчитан для семейного использования, должна быть такой, чтобы при движении обеспечивалась максимальная комфортность. В том случае если у вас спортивный автомобиль, то лучше устанавливать жесткие амортизаторы, которые хоть и снизят комфортность для пассажиров, но улучшат управляемость машиной.
Амортизаторы, как и любые другие детали автомобиля, со временем выходят из строя. Основными причинами, вызывающими их выход из строя, считаются неравномерное распределение нагрузки и отвратительное состояние дорожного полотна. Признаками износа амортизаторов можно считать ухудшение управляемости и появление масляных подтеков на самом амортизаторе.
Чтобы проверить исправность амортизаторов в домашних условиях нужно попытаться раскачать автомобиль. Если машина быстро возвращается в исходное положение, значит, амортизаторы работают как надо. Однако это поверхностная проверка, для того чтобы удостовериться в работоспособности амортизаторов необходимо отправиться на СТО, где имеется специальный проверочный стенд.
Обычно амортизаторы меняются парно. Такой подход обуславливается тем, что пружины со временем теряют свои физические свойства и если один амортизатор будет новый, а второй старый, то работать они будут по-разному. В итоге это приведет к раскачиванию автомобиля и возможной потере управляемости.
Замену амортизаторов можно произвести в любой ремонтной автомастерской или же выполнить эту работу своими силами. Для самостоятельной замены амортизаторов понадобится специальный инструмент. Для ВАЗовской классики надо иметь стоечный ключ, а вот для переднеприводных моделей ВАЗ еще и стяжку пружин. Конструктивно современные амортизаторы выглядят как металлический корпус со встроенным элементом – демпфером. В сборе этот узел носит следующее название – амортизационная стойка. Как правило, эта стойка меняется целиком. Пружина рессоры снимается с помощью винтовых стяжек. Делается это весьма просто. Крючки стяжного устройства закрепляются за первый и последний виток пружины. Затем посредством вращения винтового стержня производится сжатие пружины. В завершении сжатая пружина просто снимается. Отметим, что во избежание перекосов при снятии пружины, нужно использовать сразу несколько стяжек (3 – 4 штуки). Установка пружин производится аналогичным способом, но, как вы уже поняли, в обратной последовательности.
Обычно корпус стойки остается целым, поэтому в некоторых случаях можно не менять амортизатор целиком, нужно лишь заменить внутренний патрон. Чтобы это сделать, необходимо отвинтить гайку, сквозь которую проходит сам шток. Правда, бывают такие амортизаторы, в которых внутри находится не только патрон, а и вся начинка. В этом случае нужно аккуратно слить масло и выбросить неисправный шток. После этого в корпус требуется вставить новый патрон и зажать шток винтом. Далее устанавливается опорный подшипник и пружина. Вот и вся работа. Амортизационная стойка опять готова к эксплуатации.
При выполнении данной работы советуем проверить остальные элементы ходовой части автомобиля. Кроме того советуем промазать графитовой смазкой все винтовые соединения, чтобы при последующей разборке не возникало проблем с раскручиванием. В обязательном порядке после замены амортизаторов нужно сделать «развал – схождение» колес.