При работе двигателя внутреннего сгорания происходит выделение тепловой энергии в больших объемах. Это приводит к нагреву деталей, которые участвуют в процессе горения воздушно-топливной смеси. Ну, а нагретые предметы, согласно законам физики, имеют свойства расширяться, в результате чего между деталями двигателя могут изменяться размеры зазоров. Логично, что неправильные зазоры, при расширении, могут привести к неисправностям. Например, нагретый клапан может не полностью закрываться, что в итоге приведет к возникновению перебоев в работе агрегата. Чаще всего такой дефект сопровождается стуками.
В нашей статье мы хотели бы рассказать о гидрокомпенсаторах и о стуках, которые они частенько издают. Исходя из того, что регулировка клапанов, а именно их зазоров, считается весьма сложным техническим процессом, требующим определенных знаний и некоторого количества времени, инженерами были придуманы такие интересные устройства, как гидрокомпенсаторы. Основное достоинство этих устройств заключается в том, что они совершенно не требуют какой-либо регулировки и самостоятельно подстраиваются под рабочие условия агрегата (холодный или горячий двигатель).
Почему же появляется стук в гидрокомпенсаторах? Стук может возникнуть по двум причинам: при неисправности в механической части компенсатора и из-за перебоев в работе масляной системы двигателя.
Все механические неисправности могут быть вызваны следующими причинами:
— выработка рабочей поверхности плунжерной пары;
— появление различных дефектов на рабочей части компенсатора;
— залипание или выход из строя клапана подачи масла;
— завоздушивание гидрокомпенсатора (данная неисправность обычно связана с масляным дефицитом или работой механизма компенсатора);
— загрязнение рабочей части компенсатора или появление налета на деталях, находящихся в сопряжении.
Причины, по которым могут возникнуть перебои в работе масляной системы:
— завоздушивание системы (возникает из-за высокого или низкого уровня масла);
— попадание грязи в каналы гидрокомпенсаторов, через которые проходит подача масла;
— засоренность масляного фильтра;
— некачественное или неправильно подобранное масло с несоответствующими вязкостными характеристиками;
— несоответствие масла климатическим условиям, в которых эксплуатируется автомобиль;
— перебои в функционировании масляного насоса;
— резкий или периодический перегрев двигателя, в результате чего масло может изменить свои вязкостные характеристики.
Первым делом необходимо выяснить, какой из гидрокомпенсаторов стучит. Для этого на станциях технического обслуживания применяется специальная акустическая диагностика. Данный метод диагностики позволяет точно выявить неисправную деталь двигателя. После определения неисправного компенсатора можно переходить к разборке и промывке. Данная операция требует определенной сноровки, да и еще, разборка и промывка не гарантирует восстановление работоспособности гидрокомпенсатора. Если после промывки стук не исчез, ищите причину в масле или же во внешних системах. Бывает такое, что поиск причин не дает положительных результатов, в этом случае советуем искать высококвалифицированного моториста, который посвятил двигателям не один десяток лет.
Иногда стуки гидрокомпенсаторов можно временно игнорировать. К примеру, когда стук гидрокомпенсаторов слышен на холодном ходу, а после прогрева он пропадает. По мнению многих специалистов, в таком стуке нет ничего смертельного и с ним можно спокойно ездить. Другое дело, если гидрокомпенсаторы стучат в прогретом двигателе. Обязательно обратитесь к мотористу и выясните в чем проблема. Обычно специалисты предлагают ремонт компенсаторов, в редких случаях они настаивают на замене. Отметим, что вы можете выполнить ремонт и собственными силами, но для этого надо иметь определенные знания. Мы рекомендуем браться за самостоятельный ремонт лишь при наличии соответствующего опыта, набора необходимого инструмента и большого количества свободного времени. Если хоть один из этих пунктов не соответствует вашим возможностям, то лучше отдайте машину в руки специалистов.