Самостоятельный кузовной ремонт в гаражных условиях – это непростое занятие, которому придется уделить много времени. Основная сложность самостоятельного кузовного ремонта заключается в том, что для проведения подобных работ требуется специальное оборудование, а также определенные знания. Но отметим сразу, что такую задачу нельзя назвать невыполнимой. В нашей сегодняшней статье мы поделимся своими знаниями по кузовному ремонту.
Разобравшись в современных технологиях и специальных приемах выполнения кузовного ремонта в гаражных условиях, вы сможете правильно выбрать требуемую кузовную деталь, установить ее на ваш автомобиль, а также устранить появившиеся очаги коррозии, выполнить качественную рихтовку и удалить любую вмятину на кузове.
Самостоятельный кузовной ремонт, в зависимости от имеющихся дефектов, можно разделить на такие виды:
— локальный или мелкий ремонт кузова;
— сложные кузовные работы;
— покраска и полировка деталей кузова.
К мелкому кузовному ремонту можно отнести устранение вмятин (без покраски), ремонт небольших сколов, а также выведение коррозии и удаление незначительных царапин на лакокрасочном покрытии.
Сложный самостоятельный кузовной ремонт включает в себя правку кузова, рихтовку больших вмятин, сварку кузова, замену ряда кузовных элементов, а также восстановление кузовной геометрии автомашины.
Перед началом любых кузовных работ необходимо провести полную диагностику кузова и определить все имеющиеся проблемы. Давайте разберемся, как автомобилист должен проводить диагностику.
Проверка целостности лакокрасочного покрытия. Вы должны внимательно просмотреть все лакокрасочное покрытие, нет ли какой-то цветовой неоднородности и переходов из одного цветового оттенка в другой. Причем осматривать необходимо не только наружную часть автомашины, но и все внутренние части. К примеру, перекрашенные стойки будут говорить о том, что машина побывала в серьезной аварии и у нее нарушена геометрия. Также вы должны зафиксировать все кузовные царапины и сколы.
Проверка зазоров. Все зазоры на кузове должны быть симметричны. Обнаруженная несимметричность зазоров будет говорить о том, что авто побывало в ДТП.
Лонжероны. На данных элементах не должно быть следов сварки, рихтовки, перекраски, в ином случае можно делать выводы о том, что в автомобиле нарушена геометрия.
Проверка дверей и крышки багажника. Все двери должны закрываться с применением одинакового усилия, уплотнитель должен лежать ровно, без визуальных искривлений.
Сварные швы. Кузовные элементы свариваются точечной сваркой. Наличие непонятных швов будет говорить о возможном ремонте автомобиля.
Крепежные болты. Все элементы крепления должны быть на вид как новые, без видимых следов от воздействия гаечных ключей.
Любой автомобиль, при своей эксплуатации, подвергается определенному воздействию со стороны окружающей среды. Снег, дождь, град, ветер, солнечные лучи – все это негативно воздействует на лакокрасочное покрытие любой машины. Итогом такого воздействия становятся различные дефекты, образовывающиеся на кузове. Если такие дефекты не устранить своевременно, то они могут перерасти в очаги коррозии. Именно для устранения небольших дефектов и используется мелкий кузовной ремонт.
Проведение мелкого ремонта своими руками целесообразно в том случае, когда гарантийный срок обслуживания автомашины уже закончен. Для проведения такой работы вам не потребуется какое-то особенное дорогостоящее оборудование, достаточно иметь обычный слесарный инструмент, а также угловую шлифмашинку, набор шпателей и губки.
Такой ремонт в первую очередь направлен на удаление сколов, царапин, небольших очагов коррозии и вмятин без последующей покраски. Все мелкие повреждения покрытия удаляются путем шпатлевания. Каких-то специальных навыков этот процесс не требует. Первым делом дефектное место очищается от грязи, затем обезжиривается уайт-спиритом или же бензином. После этого наносится шпатлевка. Стоит отметить, что шпатлевка должна быть специальная, предназначенная именно для кузовных работ. После того, как слой шпатлевки подсохнет, ремонтное место затирается наждачной бумагой, грунтуется и закрашивается.
Сложный кузовной ремонт обычно требуется автомобилю после серьезного дорожного происшествия. При этом в автомобиле могут наблюдаться такие дефекты:
— большие кузовные повреждения;
— деформация подрамника;
— изменения кузовной геометрии.
В специализированных автомастерских такой кузовной ремонт проводят с использованием профессионального оборудования: стапелей и компьютерных автоматизированных установок. Используя такое оборудование, можно выправить даже самую большую вмятину. Отметим, что при деформации кузова нет труднодоступных мест, так как автомобильную раму при надобности легко переворачивают вверх колесами.
Тем не менее, какое бы оборудование не использовалось в автомастерских, многие автомобилисты, имеющие начальные навыки сварки и рихтовки, смогут провести сложные кузовные работы и в гаражных условиях, используя при этом свои руки и простые слесарные инструменты. Подход к кузовным работам одинаков для всех марок авто. Главное запомнить, что технология восстановительных кузовных работ должна точно соблюдаться на всех проводимых этапах ремонта.
Сложный кузовной ремонт можно разделить на несколько объемных этапов.
Арматурный этап кузовного ремонта. Перед этим этапом работ требуется провести демонтаж всех мешающих элементов кузова. К примеру, если требуется убрать вмятины на карте двери, то вам придется снимать обшивку, замки, элементы механизма стеклоподъемника и многое другое. А если вы хотите восстановить геометрию кузова, то можете готовиться к тому, что вам понадобится полностью освобождать салон. Отметим, что арматурные работы могут занять у вас от пары часов до двух – трех рабочих дней.
Жестяные работы. Данный этап включает в себя исправление различных кузовных вмятин, устранение очагов коррозии, установка металлических заплаток, путем их приваривания и другие подобные работы. Если какой-то элемент кузова не подлежит восстановлению, то его нужно просто заменить на новый. Помните, что при замене какой-то детали необходимо выбирать только качественный аналог, желательно, изготовленный на заводе, который выпускает ваше авто.
Подготовительные работы. Весь кузов очищается от старой краски, все имеющиеся неровности сглаживаются шпатлевкой, далее шлифовка и нанесение грунтовки.
Покраска автомашины. Это последний этап кузовного ремонта. Покраска производится только в хорошо освещенном помещении, чтобы можно было увидеть все проявляющиеся дефекты. Для покрасочных работ вам понадобится краскопульт.
Кузова большинства современных автомашин делаются из оцинкованной стали, которая очень устойчива к появлению коррозии. Но в то же время, если скол или царапина на кузове глубокая, значит слой оцинковки полностью поврежден и тогда там неизбежно появится коррозия.
Итак, если автомобильный кузов поражен ржавчиной, первым делом его нужно хорошенько вымыть. Используйте для этого качественный автошампунь. Дождитесь пока машина высохнет и приступайте к обработке очагов ржавчины крупнозернистой наждачной бумагой. Не советуем для такой зачистки использовать угловую шлифмашинку, так как шлифовальные круги способны снимать большой слой металла. Пользуйтесь кругами только на пластиковой подошве.
После зачистки нанесите на все дефектные места преобразователь ржавчины. Оставьте на пару часов машину и затем смойте мокрой тряпкой или хорошей струей воды. Далее очищенная поверхность грунтуется, шпаклюется и затем зашкуривается. В завершении вам останется провести локальную или полную покраску кузова.
Дыры в кузовных элементах шпатлевкой не заделать. Самый простой способ устранения дыры – это установка металлической заплатки. Отметим, что такой способ подходит для дыр, имеющих диаметр 5 – 7 сантиметров, но если дыра большего размера – то понадобится замена определенного кузовного элемента. Перед началом ремонтных работ, необходимо вымыть кузов и очистить поврежденное место от всех очагов коррозии. Далее вырежьте заплатку из металла, который тоньше чем толщина кузова. Отметим, что заплатка должна быть немного больше отверстия.
Используя паяльник, залудите оловом внутреннюю поверхность заплатки и наружную сторону дыры на кузове. Далее припаяйте заплатку к кузову сплошным швом и осадите ее молотком. Все выступающие части заплатки зашлифуйте крупнозернистой наждачной бумагой. В завершении, как обычно, дефектное место грунтуется, шпаклюется и закрашивается.
Автомобили семейства ВАЗ считаются самыми распространенными машинами на всем постсоветском пространстве. Поэтому мы хотели рассказать о самых слабых кузовных местах этих автомашин. Кузовной ремонт вазовской «копейки» и других совсем ранних моделей чаще всего вызван возрастом данных автомашин. Многолетняя эксплуатация неизбежно приводит к появлению коррозии на кузовных элементах. Самыми уязвимыми местами на кузове считаются подкрылки, багажное отделение, днище и т.д.
Что касается ремонта кузовной части автомобилей ВАЗ-2106 и 2107, то там чаще всего устраняется появившаяся коррозия на крыльях, днище, порогах и в багажном отделении. Все работы начинаются с удаления ржавчины и лишь потом переходят к заделке дыр сваркой или пайкой. При надобности выполняется рихтовка кузова. В обязательном порядке все дефектные места шпатлюются мастикой с добавлением антикоррозийных средств. Затем все место ремонта затирается шлифовальной бумагой и обезжиривается специальной силиконовой смывкой. Отметим, что места подверженные коррозией, лучше дополнительно обработать смесью автомобильной шпатлевки с отвердителем, тем самым вы сможете выровнять поверхность кузова. После этого ремонт автомобиля ВАЗ, направленный на устранение коррозии, можно считать оконченным.