В повседневной эксплуатации разница между бесступенчатым вариатором и АКП малозаметна, а вот устройство, принцип работы и конструкция здорово отличаются. Давайте разбираться.
Inform: Тип: 1 фотографии Delete
Что такое «автомат»?
По правде говоря, автоматической трансмиссией можно назвать любой вид трансмиссии, в котором смена передач происходит без непосредственного участия водителя. Но автомобилисты по традиции «автоматом» называют гидромеханическую автоматическую трансмиссию. Мода на АКП пришла из Америки, где «автоматы» стали завоевывать рынок еще в конце 30-х годов прошлого века. Они прошли долгий путь развития: от 2-3-ступенчатых АКП на заре своего существования и до 8-9-ступенчатых серийных узлов сегодня.
По большому счету, любой «автомат» состоит из таких узлов: планетарных передач, гидротрансформатора и гидроблока. Вместо сцепления между мотором и «шестеренками» работает гидротрансформатор, который заодно сглаживает вибрации, рывки и перепады крутящего момента.
К главным преимуществам «автомата» можно отнести:
Но и недостатки у АКПП конечно присутствуют. Среди главных:
Что такое вариатор?
По большому счету, вариатор неправильно называть коробкой переключения передач, ведь в нем отсутствуют какие-либо ступени, а передаточное отношение меняется очень плавно. Одними из основоположников такого типа трансмиссии является компания DAF из Нидерландов, которая экспериментировала с вариаторами на серийных компактных автомобилях в 60-е годы.
На традиционном вариаторе крутящий момент передается при помощи ремня (который конструктивно давно перестал напоминать ремень), обегающего две пары конусовидных шкивов. Когда пара шкивов раздвигается, ремень «проваливается» на самую малую длину обегаемой окружности. При этом вторая пара шкивов синхронно сдвигается – и вытесняет ремень на самую длинную «орбиту», изменяя таким образом «передаточное число». Некоторые вариаторы также имеют «фиксированные передачи» – то есть, запрограммированные управляющим блоком трансмиссии фиксированные положения шкивов. Они позволяют вариатору «симулировать» передачи – например, для переключения вручную. На первых трансмиссиях такого типа использовали кожаные ремни, сегодня же это чаще всего наборные стальные конструкции на резиново-металлической основе.
Inform: Тип: 1 фотографии Delete
Преимущества вариатора:
Главные недостатки этого типа трансмиссии:
Итого
Однозначно сказать, что лучше – АКП, или вариатор – сложно. Преимущества и недостатки каждого из них очень схожи. В списке оснащения одной и той же машины оба вида трансмиссии встречались крайне редко, так что в первую очередь при выборе авто смотрите на другие аспекты – двигатель, тип кузова, полезные опции. А выбор автоматической трансмиссии – не принципиальный вопрос. Все больше зависит от человеческого фактора – стиля эксплуатации автомобиля.