Что делать, если двигатель вашего автомобиля внезапно перестал работать? Первым делом, при возникновении такой ситуации, не советуем впадать в истерику. Если ваш двигатель заглох, когда вы еще двигались, то необходимо аккуратно съехать на обочину. Чтобы обеспечить безопасность всех участников движения требуется выставить знак аварийной остановки и включить систему аварийного оповещения. Только после этого можно разбираться с причиной остановки. Есть две основные системы, которые нужно обследовать в первую очередь. Это система электрооборудования и система питания. Далее предлагаем более подробно разобраться в возможных неисправностях, возникающих в этих системах.
Проверку нужно начинать с панели приборов. Внимательно посмотрите на указатель уровня топлива, возможно у вас просто закончился бензин. Если указатель показывает, что бензин есть, то можно переходить к моторному отсеку. Откройте капот и найдите там топливный фильтр (небольшой бочонок из прозрачного пластика). Если в этом бочонке есть некоторое количество бензина, значит, бензонасос находится в исправном состоянии. Ну а если топливный фильтр сухой, то стоит сразу же осмотреть бензонасос. Первым делом требуется снять топливоподающий шланг с носика вашего КРБ. Затем попробуйте пару раз вручную качнуть рычаг бензонасоса. Если со шланги пойдет бензин, значит диафрагма насоса находится в исправном состоянии. Если же топливо не подается, то вероятнее всего вышел из строя толкатель, приводящий насос в движение. Чтобы это проверить, нужно опустить конец топливного шланга в любую емкость (баночка, ведерко и т.д.) и крутануть стартер с помощью зажигания.
Исправный бензонасос должен выталкивать бензин. Идем дальше. Снимайте крышку воздушного фильтра и рукой двигайте тягу дроссельной заслонки. Такими действиями вы должны проверить осуществление бензинового впрыска в камеру. Проделав данную операцию, попробуйте запустить двигатель. При этом корпус (крышку) воздушного фильтра пока не устанавливайте на место. Если мотор молчит, возможно, у вас забился жиклер. Для принудительной очистки жиклеров требуется выкрутить винт холостого хода и продуть отверстие. Для продувки можно использовать обычный насос для подкачки колес. Хватит буквально пары качков. Еще можно поменять местами свечные колпачки и попробовать опять прокрутить стартер. Если вы все правильно сделаете, то двигатель должен произвести несколько выхлопов в КРБ. Теперь соберите все в обратной последовательности и обязательно проверьте затяжку хомутов на топливоподающих шлангах. После этого можете смело заводить двигатель.
Отметим сразу, что даже если вы имеете небольшой НЗ с бензином (например, какую-то маломерную бутылку с топливом), то выливать в бензобак ее не стоит, так как эти капли просто растекутся по дну бака, а это вам никак не поможет. Если нет такого запаса, но имеется сливная пробка на баке, то советуем ее открутить и слить остатки бензина в какую-то емкость. Теперь переходим к моторному отсеку. Открываем капот и отсоединяем от радиатора патрубок, который идет к расширительному бачку. Сливаем с бачка всю жидкость. Теперь надеваем на выходное отверстие расширительного бачка шланг, который идет к карбюратору. Заливайте весь собранный бензин в расширительный бачок. Обязательно проследите, чтобы в местах соединений не было утечек.
Пробуйте завести двигатель. Если вы все правильно сделали, то мотор обязательно заведется. Уже на автозаправочной станции верните все назад. Стоит отметить, что минимальный расход топлива будет при движении на «крейсерской скорости» (60 – 90 км/час). Не стоит сильно ускоряться и резко тормозить, это все ведет к перерасходу топлива.
Убедившись, что с топливной системой все в порядке, можно переходить к электрооборудованию. Первым делом нужно проверить наличие искры в свече. Имеется два варианта проверки. Первый – выдернуть центральный провод из трамблера и создать между концом этого провода и корпусом двигателя зазор, достаточный для прохождения искры. После этого нужно покрутить стартер. Даже убедившись, что искра есть, не стоит расслабляться, так как это может говорить о выходе из строя коммутатора. Второй способ – выкрутить свечу зажигания и внимательно осмотреть состояние ее электродов. По внешнему виду можно определить, поступает ли топливная смесь в камеру или нет, а также определить есть ли искра. Такая проверка даст вам возможность определиться, какую из автомобильных систем нужно проверять.
Обязательно нужно проверить, идет ли напряжение к катушке зажигания. Чтобы это проверить, нужно иметь в машине индикатор с лампочкой на двенадцать вольт. Но если такого индикатора нет, то надо выкрутить любую автомобильную лампочку и тогда индикатор можно сделать прямо на месте. Также необходимо проверить состояние предохранителей. Отметим, что у любого автомобилиста в машине должен быть комплект исправных предохранителей всех номиналов, применяемых в его авто. Если вы определите, что на катушку не поступает питание, то попробуйте подать его туда вручную. Для этого нужно просто один конец провода прицепить к плюсовой клемме аккумуляторной батареи. Однако при этом нужно помнить, что зажигание уже не выключится ключом, нужно будет снимать эту временную перемычку. Если же питание на катушку идет, то стоит обратить внимание на зазор контакта трамблера с контактом зажигания. Если зазор в пределах 0,7 – 0,8 мм, то вам нужно заменить конденсатор. При БСЗ нужно просто поменять коммутатор. Поэтому запасные конденсатор и коммутатор нужно всегда возить с собой.
Конечно, не все захотят возить с собой кучу запчастей, но порой другого выхода просто нет. Правда, не все автомобильные проблемы требуют такого незаурядного подхода и наличия специальных деталей, но все-таки набор необходимого слесарного инструмента всегда нужно иметь при себе.