Важной частью механизма сцепления автомашины Приора (ВАЗ-2170) является его ведомый диск. В нашей статье мы разберем характеристики и устройство этой детали механизма сцепления.
Водитель, нажимая на педаль сцепления во время движения автомобиля, передает усилие на механизм сцепления с помощью гидравлического или механического привода. В этот момент ведомый диск выводится с зацепления, что приводит к разъединению коробки передач и маховика двигателя. Такое действие позволяет водителю беспрепятственно переключить передачу.
После того, как включена нужная передача, водитель плавно отпускает педаль сцепления своего автомобиля. В этот момент, благодаря демпферным пружинам и фрикционным накладкам, которые есть на ведомом диске, происходит плавное сцепление механизма коробки передач с маховиком двигателя. Данное действие приводит к тому, что автомобиль начинает свое движение. Соединение вращающихся механизмов двигателя и коробки передач обязательно должно быть плавным. В первую очередь это важно для мотора автомобиля. Если работа двигателя будет плавной и без излишних нагрузок, то срок его службы значительно возрастет.
Ведомый диск сцепления состоит непосредственно из самого диска со специальными пружинными пластинами. Кроме того, на этом диске закреплены фрикционные накладки, не соединенные друг с другом. Изготавливаются фрикционные накладки из того же материала, что и тормозные накладки. Данный материал очень стоек к истиранию, что немало важно, так как при работе сцепления фрикционные накладки работают в режиме скольжения между двумя дисками – это позволяет добиться максимальной плавности хода в момент переключения передач водителем. В центральной части ведомого диска установлена ступица со шлицевым соединением.
При помощи этих ступичных шлицов диск надевается на первичный вал коробки переключения передач. Ступица будет вращаться вперед и назад, тем самым не давая самому ведомому диску вращаться на валу. Хотим обратить внимание на то, как конструкционно соединяется ступица с ведомым диском. Для того чтобы загасить крутильные колебания, а также максимально выровнять колебания крутящего момента, которые будут неизбежно появляться при работе агрегата, ступица соединяется с диском максимально подвижно через фрикционные шайбы и демпферные пружины. Очень важно, чтобы и диск, и ступица были максимально отцентрированы еще на заводе – производителе, иначе появится дисбаланс при вращении дисков, что может привести к выходу из строя валов.
В завершении отметим, что автозавод ВАЗ рекомендует устанавливать на свои автомобили ВAЗ-2170 (Приорa) ведомые диски с толщиной 200 мм. и маркировкой 21703-1601130new или 11193-1601130new.