Любой двигатель внутреннего сгорания при работе очень сильно нагревается. Это влечет за собой появление эффекта теплового расширения деталей, находящихся в корпусе агрегата. Расширение элементов двигателя конструктивно компенсируется заложенным зазором. К примеру, если взять соотношение размеров тарелки клапанного толкателя и кулачков, то величина зазора подбирается таким образом, чтобы при оптимальной рабочей температуре кулачок надавливал на толкатель в тот момент, когда нужно открыть клапан. Только лишь при соблюдении этого принципа возможно достижение максимального значения мощности, экологичности и топливной экономичности.
Заводская установка зазора равняется 0,15 мм. Данное значение приводится для холодного двигателя. Контрольная проверка этого значения производится с помощью измерительного щупа плоской формы. Если значение зазора отклоняется от нормативных показателей в меньшую сторону, значит, клапан будет дольше находиться в открытом состоянии, чем это нужно. Ну а если зазор будет больше заводской установки – клапан будет раньше закрываться, что тоже неприемлемо. В результате таких изменений будут нарушаться фазы подачи смеси к цилиндрам и удаление из них отработанных газов, а это однозначно приведет к ухудшению технических характеристик и возможно вызовет в дальнейшем появление серьезных неисправностей (например: прогорание клапана или перегрев двигателя). Почти во всех современных автомобилях устанавливаются специальные гидрокомпенсаторы, которые автоматически регулируют зазор клапанов. В то же время, в более старых автомобилях семейства ВАЗ таких компенсаторов нет, поэтому регулировку зазоров необходимо выполнять вручную.
Регулировку клапанов необходимо проводить в таких случаях:
Для выполнения этой работы необходимо подготовить следующий инструмент:
Также необходимо обеспечить такие условия выполнения работ:
Первым делом необходимо проверить натяжение цепи. Оно должно соответствовать нормативному значению. При надобности отрегулируйте натяжение цепи. Для регулировки клапанов нужно получить доступ к механизму газораспределения. Для этого требуется демонтировать корпус фильтра воздуха и защитную крышку клапанов. После этих подготовительных работ вы должны провернуть коленчатый вал в начальную позицию (поршень четвертого цилиндра должен установиться в крайнее верхнее положение). Используя специальное приспособление, прокручиваем шкив коленвала до тех пор, пока метка шкива не совместится с длиннейшей отметкой, нанесенной на крышку шестерен двигателя. После этого проверяем контроль положения имеющейся метки на звездочке распределительного вала. Данная метка должна занять положение возле самого отлива на корпусе блока двигателя.
Регулировка клапанов выполняется согласно последовательности включения цилиндров (открытия и закрытия клапанов). Сначала проверяются зазоры на кулачках №6 и №8. Контрольный щуп засовывается между тарелками клапанного толкателя и поверхностями кулачков. Если зазор между этими деталями соответствует норме, то щуп будет вставляться с усилием.
Если же щуп очень плохо входит или же наоборот, проходит очень легко, значит нужно выполнить регулировку. Чтобы провести регулировку зазора, необходимо одним ключом (№13) удерживать контрольный болт, а вторым ключом (№17) ослаблять гайку. Затем, вращая болт, нужно выставить требуемую величину клапанного зазора и затянуть болт гайкой. После этого нужно еще раз проверить зазор щупом. После проверки кулачков №6 и №8 нужно проверить кулачки в такой последовательности: №4 и №7, №1 и №3, №5 и №2.
В завершении необходимо проверить совпадение меток механизма газораспределения, а также выполнить обратный монтаж снятых деталей – установить защитную крышку (желательно поставить новую прокладку) и корпус фильтра.
Главное отличие регулировки клапанов в таких двигателях заключается в другом расположении контрольных отметок положения коленчатого вала. Одна из отметок нанесена на приводной шкив ремня генератора. Ее нужно установить напротив выступа, который имеется на корпусе крышки. Вторая отметка, также как и в случае с карбюраторным мотором, расположена на шестерне распределительного вала и должна соответствовать выступающему отливу на корпусе блока. Во всем остальном регулировка клапанов на инжекторном двигателе проводится в той же последовательности что и на карбюраторном моторе.
После правильно выполненной регулировки клапанов должны исчезнуть все посторонние шумы, а также улучшится показатели мощности и расхода топлива. Отметим, что провести регулировку клапанов может даже человек, обладающий начальными слесарными навыками.