Притирка клапанов – один из ответственейших этапов капитального ремонта любого двигателя внутреннего сгорания. В нашей статье мы расскажем о том, как правильно выполнить эту операцию, какой инструмент подготовить и как проверить качество.
Начнем с инструмента и материалов, необходимых для притирки клапанов. Основным материалом, требуемым для этой операции, является притирочная паста. В процессе выполнения этой работы она наносится на кромку клапана, тем самым выступая в роли мелкой шлифовальной шкурки, притирающей клапан к гнезду. В автомобильных магазинах вам предложат различные виды притирочных паст, выбирайте подходящий вариант, исходя из состояния вашего кошелька.
Притирочные пасты выпускаются от крупнозернистых (для первичной обработки клапанов) и до мелкозернистых (для завершающих работ). Если вы собираетесь выполнять притирку клапанов своими руками, то начинайте с обычной пасты, не покупайте сразу дорогую, вы ее всегда успеете докупить.
Новые клапана. Правда, стоит оговориться, не всегда они нужны. Менять их нужно лишь в том случае, если они изогнуты, так как идеально выпрямить их практически невозможно. При выборе новых клапанов советуем вам обращать внимание на их качество. Никаких шероховатостей и рисок на рабочих фасках и торцах быть не должно, высота клапанов обязательно должна быть одинаковой. Кроме того, советуем отполировать стержни новых клапанов до блеска. Также отполируйте шейку клапана и тарелку, а вот уплотняющую фаску лучше не трогать.
Следующий инструмент, требуемый для притирочных работ – шарошка. Используется для восстановления клапанных седел. Выглядит шарошка как насадка на клапанное гнездо. Для выполнения необходимых работ ее закрепляют в дрели как обычное сверло. Отметим, что не во всех случаях при притирке требуется использование шарошек. Чтобы понять, требуются вам шарошки или нет, посмотрите на седла, запрессованные в головке. Если видимых повреждений нет, то можно переходить непосредственно к притирке. В том случае если вы обнаружите прогары, то их нужно обязательно обработать шарошками.
Электродрель в комплекте с обычным резиновым шлангом – еще один важный инструмент в деле притирки клапанов. Использование данного комплекта происходит так: на дрель надевается шланг (можно надеть через сверло, а сверху зажать хомутами), на свободный конец шланга уже надевается клапан (также крепим его хомутами) и наносим притирочную пасту. После этого клапан вставляется в гнездо и включается дрель – начинается процесс притирки. Важно не давать большие обороты дрелью, весь процесс притирки должен проходить на малых оборотах (до 500 об/мин). При увеличении скорости вращения клапана вы можете перегреть их пояски и седла. Отметим, что при притирке вы должны совершать поступательные движения, как движется клапан (вверх – вниз). Данный способ с использованием дрели считается самым примитивным и длительным, поэтому применяют его в редких случаях. Далее мы опишем широко используемые способы проведения притирки клапанов.
В большинстве случаев различается два основных типа дефектов клапанов и седел: рабочие фаски покрыты нагаром и раковинами, но при этом имеют правильную форму и аналогичная ситуация, но при этом их форма нарушена – на поверхности образовывается некая ступенчатость. В первом варианте нужно лишь притереть клапана, а вот во втором случае – перед началом притирочных работ необходимо еще проточить фаску на токарном станке и обработать коническими шарошками седло клапана. Обработка начинается с шарошки, имеющей угол 45 градусов, затем шарошкой с углом в 15 градусов срезается верхний пояс седла и уже в завершении шарошкой (угол 75 градусов) снимают фаску нижней части седла. Сама притирка клапанов выполняется в несколько этапов. Сначала на фаску седла и клапана наносят небольшой слой притирочной пасты. Затем клапан начинают вращать в обе стороны на угол в 120 градусов. Такую грубую притирку продолжают выполнять до полного устранения всех имеющихся царапин и раковин. Далее притираемую поверхность нужно тщательно протереть салфеткой и намазать новый слой притирочной пасты для более точных работ. В итоге все рабочие поверхности должны приобрести равномерный матовый цвет.
Проверка качества притирки клапанов
Самый простой вариант проверки клапанов – это визуальный осмотр. Осмотрите полированную поверхность клапана, если вы увидите тоненькую дорожку (ширина 2мм.) серого цвета, значит, процесс притирки можно считать завершенным.