Практически все современные автомобили оснащаются электрическим вентилятором, который имеет массу преимуществ перед его механическим предшественником. Так, электрический вентилятор включается только при нагреве охлаждающей жидкости до определенной температуры и выключается при остывании этой жидкости в системе охлаждения до нормы. В результате двигатель работает в стабильном температурном режиме, да и еще он быстрее прогревается и меньше расходует топлива. Отметим, что электрический вентилятор хорошо вращается даже при малых оборотах двигателя, что значительно снижает риск возникновения перегрева при нагрузках, которые имеют место в тяжелых дорожных условиях. Как вы понимаете, в таких условиях механический вентилятор будет совершенно неэффективен.
Вроде бы в таком новшестве есть только достоинства и говорить больше не о чем, но это не так. Качество современной электротехники не позволяет нам закончить нашу статью. Выход из строя электрического вентилятора – это обычное дело, которое может иметь просто впечатляющие последствия: перегрев двигателя повлечет за собой немалые финансовые вложения. Именно поэтому некоторые автомобилисты отказываются от такого новшества в пользу уже проверенного механического вентилятора.
Давайте попробуем разобраться в основных причинах такой капризности электрооборудования системы охлаждения. Электромотор вентилятора потребляет в пределах 15 – 20 ампер. Включение моторчика происходит по команде температурного датчика, который установлен в радиаторе. Чтобы через это нежное реле не пропускать большой ток, конструкторами было решено устанавливать еще и разгрузочное реле. Такое решение вполне логичное, но, правда, не безупречное. В отечественных автомобилях именно датчик температуры считается самой ненадежной деталью электрической части системы охлаждения. Стоит контактам обгореть и все! Да и заметьте, что контакты с легкостью обгорают даже с исправным разгрузочным реле.
Чтобы объяснить эту ситуацию нужно вспомнить такое понятие как ЭДС самоиндукции (противоиндукция). Автомобилисты, которые имеют машины с контактной системой зажигания, знают, как обгорают вольфрамовые контакты и это притом, что через них проходит достаточно невысокий ток в 14 В. Как вы уже, наверное, поняли, все дело в противоиндукции. В момент разрыва контактов электромагнитное поле создает не только лишь напряжение на вторичной обметке катушки, но и еще очень высокое напряжение (около 400 В) на первичной обмотке. Именно это напряжение и прожигает все контакты. За один раз, конечно, контакт не выйдет из строя, но проехав тысячу километров, вы накопите около четырех миллионов таких микропрожигов, что в итоге вызовет появление эрозии на контактах. Датчик температуры срабатывает гораздо реже, но правда сами контакты гораздо слабее, чем в прерывателе и в конце концов они все равно будут обгорать. То есть, чем больше трудится датчик температуры (включается и выключается), тем выше будет вероятность его выхода из строя.
Что же нужно делать водителю, чтобы вышедший из строя датчик не застал его врасплох? Во-первых, каждый автомобилист должен чаще смотреть на указатель температуры двигателя и во-вторых, советуем прислушиваться к шумам, идущим из-под капота. Ну а самое правильное решение – это вовремя проведенная замена уже изношенного датчика температуры. Не рискуйте и не ждите, когда он выйдет из строя. Правда, есть и другие варианты. Например, вы можете приобрести какой-то подходящий импортный датчик включения вентилятора с тремя разными выходами. В этом случае вам уже ненужно будет разгрузочное реле. Мотор вентилятора будет включаться через разные контакты – сразу через контакты №1 и №2, а затем уже через контакты №1 и №3. При таком подключении контакты будут в меньшей степени подвергаться эрозионному износу.