Распределительный вал двигателя — важная деталь автомобильного механизма газораспределения (ГРМ). Главной задачей распредвала является обеспечение своевременного впуска воздушного потока и выпуска имеющихся отработанных газов из камеры сгорания. Данный процесс осуществляется путем поочередного открытия и закрытия клапанов впуска и выпуска.
В двигателях автомобилей семейства ВАЗ распределительный вал расположен в верхней части ГБЦ (головки блока). В движение распредвал приводится через ремень ГРМ, шкив и зубчатую звездочку. К главным неисправностям, при которых требуется капитальный ремонт или же замена распределительного вала, можно отнести – риски и царапины на шейках вала, повышенный износ вала, а также прогибы и задиры на валу.
Резкое падение давления в системе смазки двигателя. В большинстве случаев причина падения давления заключается в износе шеек распредвала или смещении посадочных мест подшипников в ГБЦ. Отметим, что при смещении посадочных мест необходимо будет провести полную замену головки блока, связано это с тем, что гнезда подшипников расположены именно на теле ГБЦ.
Сильное постукивание клапанов. Если в механизме клапанного привода увеличены зазоры и вы проверили работоспособность гидрокомпенсаторов, значит, причина стука вызвана повышенным износом кулачков распределительного вала, ну или же сильной засоренностью масляного фильтра. Также данная неисправность характеризуется сильной потерей мощности и непонятными перебоями в работе двигателя.
Кроме вышеописанных случаев замена распределительного вала может производиться при тюнинге мотора. В этом случае автолюбители ставят «спортивный» распредвал с совершенно другими фазами впуска и выпуска, а также с измененными формами кулачков. Такая замена позволяет значительно увеличить мощность и КПД двигателя.
Далее предлагаем вам краткую инструкцию по замене распредвала в гаражных условиях.
1. Снимите клапанную крышку головки блока.
2. Выставьте распределительный вал в положение, отвечающее концу такта сжатия четвертого цилиндра.
3. Отпустите натяжитель цепи, используйте для этого ключ №13. Упритесь монтажкой в башмак и попробуйте посильнее сжать натяжительный шток. После этого зафиксируйте шток при помощи гайки натяжителя цепи. Если же у вас не получается сжать шток, то вам нужно полностью снять весь натяжитель.
4. С помощью плоской отвертки аккуратно отогните концы стопорной шайбы крепежного болта звездочки распределительного вала.
5. Сядьте на водительское место и включите четвертую передачу. Данное действие зафиксирует распредвал и не даст ему возможности проворачиваться.
6. Ключом №17 отвинтите крепежный болт звездочки.
7. Извлеките крепежный болт распредвала, а также шайбы, звездочку и цепь. Совет: примотайте цепь к звездочке ниткой, это избавит вас от возможного перескакивания зубьев на цепи.
8. Открутите девять крепежных гаек «постели» распределительного вала. Используйте ключ №13.
9. Теперь вы можете демонтировать распредвал с «постелью». Вам нужно лишь аккуратно снять его со шпилек.
10. Открутите крепежные болты упорного фланца и затем аккуратно его снимите.
11. Немного приподнимите кулачок, тем самым вы освободите его от давления, создаваемого пружиной. Затем просто снимите его.
12. Осторожно выньте распределительный вал из «постели». Не забудьте снять пружину кулачка.
После этого разборка может считаться оконченной. Далее вам нужно заменить распределительный вал двигателя ВАЗ и произвести сборку узла в обратной последовательности.