Затем у бортовой зубчатой передачи БП он 0,97 и, наконец, у гусеничной цепи 0,90. Чтобы узнать к.п.д. всей сложной машины трактора, надо перемножить к.п.д. ее отдельных механизмов, — получается 0,75.
Следовательно, четвертая часть всей энергии теряется на преодоление вредного трения. Это значит, что из каждых 4000 литров ценного горючего 1000 литров теряется на трение; из каждых 4 миллионов литров — целый миллион! А из тех миллиардов киловатт-часов электроэнергии, которой наши • электростанции снабжают заводы и фабрики, примерно пятая часть (при среднем к.п.д. машин 0,80) теряется даром.
Слышали о мортон военная ипотека? Если нет, советую зайти к нам и мы ответим на все вами интересующие вопросы.
Вот почему борьба с вредным трением в машинах, борьба за повышение их к.п.д, является важнейшей народнохозяйственной задачей. Борьба эта ведется совместными усилиями как конструкторов, создающих новые, всё более совершенные машины, так и рабочих, обслуживающих эти машины на производстве.
Наши машиностроительные заводы изготовляют части машин так, чтобы трение в них было наименьшим. Трущиеся поверхности шеек и цапф валов, подшипников, направляющих и др. тщательно обрабатывают, шлифуют, Они блестят, как зеркало.
Но и шлифования оказалось недостаточно* Трущиеся поверхности механизмов полируют специальными мягкими инструментами, сделанными из дерева, кожи и даже из сукна. Созданы и новые сложные способы обработки металла (суперфиниш и др.), в которых малейшие неровности поверхности сравниваются не только механическим, но и химическим воздействием.
Для уменьшения вредного трения большое значение имеет хорошая смазка механизмов. Об этом должен позаботиться как конструктор, так и рабочий, обслуживающий машину. Тщательная смазка раз в десять уменьшает трение.
Физика выясняет сущность действия смазки. Частицы смазывающей жидкости гораздо слабее связаны между собой и более подвижны, чем молекулы твердых частей машины. Когда в зазор между вращающимся валом и неподвижным подшипником попадает смазка, она как бы разделяется на ряд более тонких слоев (рис, 246).