Винтовое зацепление червяка с шестерней сопровождается большим трением, и на него теряется значительная энергия. Золотое правило здесь не нарушается, но осложняется действием трения. В машине, состоящей из многих механизмов, в каждом из них происходят потери на трение — как говорят, вредная работа в машине. Поэтому в реальных машинах осложняется и равенство работ:
Понятно, что трение в машинах и вредную работу на его преодоление надо, по возможности, уменьшать и этим повышать коэффициент полезного действия машин (к.п.д.). Мы видели выше, что трение часто бывает нашим другом, что оно используется в передающих механизмах, в тормозах и др.
Корпоративный выезд в Подмосковье возможно только у нас! Заходите к нам и мы ответим на все интересующие вас вопросы.
Теперь поговорим о том, когда трение становится нашим врагом, с которым надо всемерно бороться. Борьба с потерями на трение стала предметом глубокого научного исследования.
Когда-то механизмы, например водяных или ветряных мельниц, делались из Дерева, причем обрабатывались они очень грубо, имели огромное трение и очень низкий к. п. д. Такие скрипучие деревянные передачи можно и теперь разыскать в каком- нибудь прадедовском ветряке. С переходом от деревянных механизмов к металлическим трение в них значительно уменьшилось, а к.п.д. повысился. В дальнейшем развитии техники все более улучшалось качество механизмов и уменьшались потери на трение. К.п.д. современных токарных, фрезерных и других станков часто бывает около 0,80, а у передающих механизмов легковых автомобилей даже до 0,90.
Но чем сложнее становятся машины, чем больше механизмов передают в них движение и энергию, тем больше становятся и
потери на трение. Борьба за повышение к. п. д. приобретает еще большее значение.
Вспомним, например, цепь механизмов гусеничного трактора (рис. 245). В его коробке передач КП теряется на трение 5 процентов энергии — к.п.д. коробки 0,95. В следующем звене цепи механизмов — в главной передаче КП к.п.д. цилиндрической пары шестерен 0,97 и конической пары 0,94.