6 металлорежущих станках, в автомобилях, тракторах и других машинах применяются коробки скоростей или передач, в которых находятся сложные механизмы, изменяющие скорости. И с помощью такой коробки очень удобно управлять машиной.
Применяются разные способы переключения передач в коробках. На рисунке 181 показан принцип передвижных шестерен. Вдоль верхнего (ведущего) вала передвигается каретка или блок из трех зубчаток различного диаметра и числа зубьев. При этом зубчатки эти вступают в зацепление с тем или другим из зубчатых колес нижнего (ведомого) вала и передают ему движение. В зависимости от соотношения диаметров, а значит, и чисел зубьев шестерни каретки и ведомого колеса, нижний вал получает разное число оборотов. Подвижная каретка свободно сидит на своем валу и поэтому может скользить вдоль него. Но вал имеет продольные выступы (шпонки), а во втулке каретки сделаны такой же формы канавки, в которые входят эти выступы вала. Поэтому, когда вал вращается, он увлекает с собой и каретку и она обязательно вращается вместе с ним.
Купить декоративный камин можно у нас! Заходите к нам и мы поможем вам с выбором.
А вот другой интересный принцип переключения передач в коробке — с помощью сцепных муфт (рис. 182).
Четыре верхние ведущие шестерни (рис. 183) жестко соединены со своим валом и вращаются вместе с ним. Четыре же шестерни нижнего ведомого вала не связаны с ним и могут свободно на нем вращаться1. Но между колесами 1 и 2 и между колесами 3 и 4 нижнего вала находятся сцепные муфты. Рассмотрите их действие на рисунках 182 и 183.
и тогда колесо это через муфту окажется связанным с валом и будет передавать ему вращение. Все же три остальных колеса будут при этом по-прежнему свободно вращаться на валу. Смещая так муфты М или Ш можно включить любую из четырех передач с разным соотношением диаметров и чисел зубьев ведущего и ведомого колес и этим получить нужную скорость. Сцепные муфты или передвижные блоки легко и удобно переключаются рычагами управления. Для этого стоит только повернуть рукоятку снаружи коробки.